Перевести страницу

Статьи

Влияние магнитного поля на жизнь пчел

Ученые установили, что электричество играет огромную роль в жизни пчел. В Паланге в Музее янтаря находится интересный экспонат - застывшая в доисторической смоле, ставшей впоследствии янтарем, медоносная пчела. Ее возраст - более 50 млн. лет. За столь долгую историю существования биологического вида медоносной пчелы на Земле не раз происходили природные катаклизмы, в числе которых процессы циклической смены магнитных полюсов, вызывающих повышение радиационного фона в десятки раз. Выдержали пчелы и облучение повышенными дозами солнечной радиации в периоды солнечной активности.

Установлено, что пчелы используют магнитное поле Земли в системе передачи информации. А.Л.Чижевский установил в 1926 г. влияние на пчел электростатического поля, а позже Г.А.Кожевников (1932 г.) показал, что сильная ионизация воздуха оказывает определенное воздействие на половые органы трутней и маток. А.Старк, Е.Берг (1988 г.) определили, что переменные электромагнитные поля различной частоты и напряженности могут оказывать вредное воздействие на пчел, вызывая их беспокойство и резкое изменение поведенческих реакций. Поэтому не рекомендуется размещать ульи вблизи высоковольтных линий электропередач. Отмечена гибель маток в таких ульях (Е.Еськов, Н.Брагин, 1986 г.). Пчелы становятся агрессивными и нападают на людей (атмосферная электромагнитная радиация в диапазоне низких частот - около 10 кГц.). Другие исследования показывают уменьшение летной активности, увеличение склонности к роению и прополисной активности.

Установлено, что пчелы имеют свой собственный заряд (свойства диполя), их механизмы восприятия электромагнитного поля (ЭП) многообразны и до конца не изучены. Влияние ЭП вызывает изменения микроклимата в улье - температуры, газового состава и других параметров. Облученный вне семьи расплод волнами УВЧ, напряжением 4 В, мощностью 70 Вт, погибает. Менее устойчивы при этом личинки.

Одним из важных результатов изучения действия ЭП является обнаружение эффекта группы. Наиболее сильная реакция насекомого наблюдается в диапазоне частот 100 - 1000 Гц, при пороговой напряженности 200 В/см. Отдельная пчела реагирует на напряженность 1 500 В/см, а группа в 100 насекомых - на 250 В/см, - в шесть раз меньше (А.Сапожников, 1975 г., 1977 г.), Вылетая утром из улья, пчела имеет слабый отрицательный заряд (Эриксон, 1976 г.). Пчелы обильно посыпаются пыльцой в процессе ее сбора. Это связано с взаимодействием тела насекомого и пыльцевых зерен. Корзиночки пчел-сборщиц тоже наполняются в зависимости от величины заряда. Причем, наряду с накоплением заряда, идет и его стекание, а величина утечки зависит от электропроводности воздуха (влажный или сухой воздух). Особи, вылетающие из улья при высокой влажности, не накапливают заряд на теле и не могут собрать достаточного количества пыльцы (Л.Пастушенков, 1985 г.). Предполагается, что электрическое поле пчелы используют и для обнаружения врагов и наиболее чувствительных к яду мест на их теле. Так, голова, руки человека создают сильные постоянные поля, пчелы стремятся поразить именно их. Они агрессивно относятся к волосам. Попав в голову, пчелы запутываются в волосах, стараются добраться до кожи, чтобы ужалить.

Изучение основ воздействия на пчелиную семью электрических и магнитных полей имеет практическое значение. При получении пчелиного яда, который широко применяется в медицине сегодня, используют метод электростимуляции. При пчеловождении важно знать особенности реагирования пчел на различного рода волны с тем чтобы, создавая оптимальные условия для жизнедеятельности насекомых, получать от них высококачественные продукты.

Недавно научными сотрудниками Федерального Технологического университета Швейцарии был опубликован неутешительный отчёт о влиянии электромагнитных волн на жизнь и развитие пчелиных семей. В результате долгих наблюдений было выявлено, что цветовые спектры магнитных полей затрудняют пчелиную коммуникацию в пространстве. Дело в том, что за зрение у пчёл отвечают особые клетки – криптохромы, их диапазон включает синий и фиолетовый цвет, а магнитные поля отражаются именно в этой гамме исследовании принимали участие несколько пчелиных семей в течении одного сезона. Каждый день ульи подвергались 15 минутному облучению, в результате чего за три месяца пчёлы перестали давать мёд, а матка сократила воспроизводство потомства вдвое. В настоящее время на Земле живут около 40 миллионов семей домашних пчёл, каждая из которых в год даёт 30-40 килограмм мёда в год. Издревле мёд известен не только как вкусное, но и полезное средство. В его состав входят ферменты и аминокислоты, улучшающие работу органов системы пищеварения, а также витамины, повышающие иммунитет. Электромагнитные волны, излучаемые вышками сотовой связи и самими мобильными телефонами, создают реальную угрозу для пчел-медоносов. К такому выводу пришли индийские ученые. Эксперимент, проведенный в южном штате Керала, показал, что внезапное падение популяции пчел вызвано башнями, устанавливаемыми по всему штату компаниями мобильной связи, которые расширяют свою сеть. Электромагнитные волны, излучаемые этими вышками, негативно влияют на "навигационные навыки" рабочих пчел, которые собирают цветочный нектар для обеспечения жизнедеятельности пчелиных семей, говорит доктор Саинуддин Паттажи, проводивший данное исследование.

Исследователи из немецкого университета Ландау установили, что электромагнитное излучение мобильных аппаратов и антенн, передающих и принимающих их сигналы, разрушает в пчелином организме естественный механизм ориентации. В результате пчела, вылетевшая из улья, не может найти дорогу домой.

Пчёлы опыляют основную часть растений, выращиваемых человеком. Нет пчел, нет урожая…

Немецкие исследователи из Университета Ландау высказали новую гипотезу: влияние излучения мобильных телефонов. Уже заметив, что высоковольтные электролинии нарушают нормальную жизнь перепончатокрылых, ученые обратили внимание, что присутствие мобильного телефона вблизи улья также мешает его обитателям вернуться домой. Еще не сделано окончательное заключение, и, дабы избежать возможных ошибок, только и остается, что продолжать разрабатывать данную версию.

«Если развитие сетей сотовой связи по стране будет продолжаться с нынешней скоростью, то популяция пчел будет полностью уничтожена в течение 10 лет», - такой неутешительный итог подводят ученые в отчете, составленном по результатам исследования.

Нет комментариев